Биологическая обратная связь или Биоуправление (англ. BioFeedBack) – эффективный, немедикаментозный, безопасный и безболезненный способ визуализации работы организма посредством регистрации физиологических параметров (ЭЭГ, ЭМГ, РПГ, ЧСС) и отображения этих данных на экране монитора в виде понятных чисел, диаграмм или игры.

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля.

Виды биоуправления

1. Нейробиоуправление (neurofeedback): регистрация основных ритмов ЭЭГ;

2. Биоуправление (biofeedback): регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), параметров дыхания (РПГ), электромиограммы (ЭМГ), показателей температуры (ТЕМР), кожно-гальванической реакции кожи (КГР).

Нейробиоуправление (англ. neurofeedback) успешно применяется в психологии и современной когнитивно-поведенческой психотерапии.

 

Что же такое Нейробиоуправление?

Нейробиоуправление – революционный немедикаментозный современный метод лечения и реабилитации взрослых и детей с широким спектром психологических и психосоматических нарушений.

Основной принцип – проведение альфа- и/или бета-тренингов с целью  выработки способности пациента произвольно корректировать психоэмоциональное состояние (расслабляться или, наоборот, концентрироваться), изменяя физиологические параметры ЭЭГ при наличии обратной связи.

Цель нейробиоуправления – обучить человека саморегулированию и помочь понять, когда его мозг находится в желаемом состоянии (расслаблен или напряжен).

Процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени основных ритмов мозговой активности (альфа-, бета-, тета-ритмы) и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений. 

Иными словами, биологическая обратная связь (БОС) представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются внутренние процессы. В течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить физиологический показатель ЭЭГ, а значит улучшить его сознательно.

Применение нейробиоуправления в психологии

Cовременные технологии и метод Нейробиоуправления в психологии позволяют каждому приобрести навык управления процессами, которые происходят в организме на психологическом уровне.

Метод neurofeedback (бос-терапия) эффективно применяется для устранения:

  1. Психологических и психоэмоциональных расстройств:
    • хронический стресс;
    • хроническое утомление;
    • депрессии;
    • тревожные расстройства ;
    • нарушение сна;
    • фобии;
    • неврозы;
  2. Психосоматических нарушений:
    • головные боли;
    • гипертония;
    • бронхиальная астма;
    • синдром гиперактивности;
    • нарушения мышечной регуляции;
    • эректильная дисфункция;
    • психозависимость;
  3. Нейропсихических расстройств:
    • Синдром Туретта;
    • лунатизм;
    • эпилепсии;
    • восстановление после инсульта (речь, правописание, чтение);
    • начальная стадия деменции;
    • болезнь Альцгеймера;
  4. Особенно актуально для детей старше 5 лет при:
    • СДВГ;
    • агрессии и импульсивности;
    • рассеянности внимания и проблемах с адаптацией в школе;
    • запоздалом развитии речи;
    • дислексиии, дисграфиии  и дискалькуляции;
    • фобиях и социальной изоляции (в группе ровесников);
    • расстройствах аутистического спектра;
    • синдроме Аспергера;
    • синдроме Дауна.

БОС-терапия – решение проблемы эмоциональной дисрегуляции!

Эмоциональная дисрегуляция неспособность эффективно влиять на свои эмоциональные переживания, действия, словесные и невербальные реакции и управлять ими. Мозг имеет свой собственный механизм обратной связи. Этот механизм образует автоматическую систему регулирования, которая работает большую часть времени и регулирует биоритмы мозга, а значит и психоэмоциональное состояние организма (поведение, мысли, эмоции). Можно сказать, что стабильный, устойчивый организм это тот, который обладает очень хорошей способностью саморегуляции. Тем не менее, проблема эмоциональной дисрегуляции все чаще возникает в жизни человечества и требует вмешательства компетентного специалиста (психолога, психотерапевта). 

Эмоциональная дисрегуляция некорректная работа механизмов обратной связи в мозге. 

Когда регулирующий механизм мозга не работает должным образом, организм не может получить сигнал о том, что, например, рабочий день закончен и больше нет необходимости оставаться в гиперактивном, напряженном (бета-) состоянии. Без этого сигнала человек не может регулировать себя и возвращаться в расслабленное (альфа-) состояние. 

Такой процесс дисрегуляции головного мозга часто сопровождается симптомами различных нарушений, таких как СДВГ, расстройства аутистического спектра, депрессия, беспокойство, посттравматические стрессовые расстройства, биполярные расстройства и расстройства личности, гнев, мигрень, эпилепсия, хроническая усталость и когнитивные нарушения («химический мозг»).

Основной задачей нейробиоуправления является обучение человека навыкам саморегуляции и самоконтроля!

Технология neurofeedback позволяет самостоятельно научиться корректировать мозговые ритмы, предоставляя ценную обратную связь электрических сигналов мозга в реальном времени, которая затем используется мозгом для  саморегуляции, самоконтроля, восстановления нейронных связей и работы на оптимальном уровне.

Другими словами, метод биологической обратной связи (БОС) сосредоточен на повышении возможности к сознательному управлению своим состоянием и доведении навыков регуляции эмоций до автоматизма.

Принцип проведения БОС-тренингов

1. Обратная связь формируется при регистрации биоритмов головного мозга с помощью специальных датчиков, расположенных определенным образом на голове у пациента. Процедура абсолютно безболезненная и без побочных эффектов, поскольку не оказывает никакого воздействия на организм, только считывает необходимую информацию.

2. Полученные данные передаются на ПК и обрабатываются с помощью специального программного обеспечения в режиме реального времени.

3. В процессе снятия показателей ЭЭГ волн правого и левого полушария мозга - пациент выполняет определенную задачу (например, решает математический пример), приводя мозг в напряженное состояние или наоборот, слушает приятную музыку и расслабляется.

4. Такое состояние отображается на экране монитора и человек видит и понимает, какое его состояние сопровождается напряжением (концентрацией), а какое расслаблением (спокойствием).

Таким образом, в течение БОС тренировок мозг учится распознавать состояния и самостоятельно корректировать свою работу в зависимости от жизненной ситуации, например, расслабляться в стрессовых ситуациях или сосредотачиваться во время занятий.

Большинство исследований показали, что пациенты начинают видеть улучшения после 5-10 сеансов, и полный курс лечения обычно составляет от 30 до 40 сеансов, причем каждый сеанс длится от 25 до 40 минут.

Пример использования neurofeedback в психологической практике

1. Синдром дефицита внимания у ребенка школьного возраста.

Родители ребенка 9 лет обратились за помощью к психологу с просьбой помочь решить проблему дочери с отсутствием достаточного уровня концентрации внимания на уроках и, как следствие, плохой успеваемости в школе. Специалист проводит предварительную беседу с ребенком с целью объяснить и подготовить к предстоящим БОС-тренировкам. Первый БОС-сеанс, как правило, является «диагностическим», с целью определения максимальных, на данный момент, способностей пациента, в этом случае – максимального времени концентрации внимания. Последующие сеансы проходят с целью постепенного увеличения этого времени и обучения ребенка самостоятельно удерживаться в состоянии концентрации на протяжении определенного необходимого времени.

Результат: курс длился 2,5 месяца по 3 сеанса в неделю, продолжительность концентрации внимания изменилась с 8 минут до 36 минут, успеваемость ребенка увеличилась на 4 балла (было 4 стало 8 по произвольной шкале от 1 до 10), атмосфера в семье значительно улучшилась, психоэмоциональное состояние девочки стабилизировалось, заметно улучшилось качество сна.

 

2. Лечение фобий и страхов.

Человек боится летать на самолете: страдает фобическим расстройством. Для начала необходимо определить, насколько тяжело то или иное нарушение и является ли оно истинной причиной расстройства. Для этого, например, на экране монитора человеку можно демонстрировать различные фотографии, сделанные на борту самолета или ролики авиа-полетов. Одновременно регистрируются показатели энцефалограммы, по уровню изменения которых  можно определить наличие фобии или степень расстройства, если таковое имеется. Сравниваются показатели в спокойном состоянии (норма) и при предъявлении тестового материала. При большом разрыве в показателях можно сделать вывод, что полет на самолете для этого человека не просто неприятная ситуация, а настоящая фобия.

Дальше начинаются тренировки. Человек обучается сначала контролировать свое эмоциональное состояние. После того, как он научился произвольно вызывать состояние покоя и релаксации, начинается основной этап лечения. Он должен обучиться находиться в комфортном для него состоянии, несмотря на постоянное предъявление стрессовых стимулов. Степень тяжести этих стимулов постоянно нарастает. На экран монитора одновременно с пугающими изображениями выводится и информация о показателях ЭЭГ. Человек видит изменения мозговой активности, спровоцированные фобическими стимулами и пытается сохранять то состояние комфорта и покоя, которое уже у него сформировано. 

Результат: тренировки проходили 2-3 раза в неделю по 30 – 40 минут в течение 3-х месяцев. Пациент самостоятельно определил для себя метод борьбы с фобией и способ сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

 

3. Неспособность вовремя сконцентрироваться и расслабиться.

Директор крупной компании производству медицинского оборудования для эндохирургии обращается к специалисту с просьбой решить проблему с отсутствием способности расстановки приоритетов в решении большого количества вопросов и проблем, связанных с рабочим процессом. Диагностический этап лечения показал, что человек из-за постоянного стресса просто разучился «выключать» мозг, когда это необходимо, вследствие чего - хроническая усталость, бессонница, постоянная головная боль, раздражительность  и плохая концентрация внимания.

Результат: продолжительность курса 1,5 месяца по 4 раза в неделю (через день). Проведение БОС-тренингов в несколько этапов на обучение навыкам быстрого вхождения в состояние расслабления (альфа-тренинги)  и на повышение концентрации внимания (бета-тренинги) устраняет бессонницу, значительно уменьшает раздражительность и повышает показатель концентрации внимания в 2,5 раза.

Специализированное оборудование для проведения БОС-тренингов, не имеющее аналогов

BrainBit NeuroFit – профессиональный аппаратно-программный комплекс для проведения сеансов психоэмоциональной коррекции на основе метода neurofeedback (биологической обратной связи).

Система разработана специально для психологов, логопедов, дефектологов, психотерапевтов, центров развития мозга и кабинетов когнитивного восстановления.

BrainBit NeuroFit представляет собой полноценный комплекс, состоящий из нейроинтерфейса для точной регистрации параметров ЭЭГ и программного обеспечения, позволяющего проводить полноценные тренировки на концентрацию и релаксацию с применение метода биологической обратной связи.

Инновационный ультрасовременный нейротренажер BrainBit NeuroFit выполнен в виде элегантной гибкой ленты, адаптируемой под любой размер готовы. Лента оснащена встроенной электроникой и сухими электродами, которые позволяют снимать сигнал ЭЭГ с 4-х отведений БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЛЯ!

Электроды на ленте расположены по Международной системе «10-20». 

Электродная система «10-20»  это метод стандартизации участков черепа и сравнения данных. Термин «10-20» означает размещение электродов на расстоянии более 10% или 20% от общего расстояния между заданными местами расположения черепа. Исследования показали, что эти места размещения коррелируют с соответствующими областями коры головного мозга.

Такое расположение электродов в BrainBit NeuroFit позволяет добиться высочайшего качества сигнала, точностью свыше 99%.

Также BrainBit NeuroFit является абсолютно беспроводной системой и работает по Bluetooth-интерфейсу. Такое исполнение системы позволяет минимизировать артефакты и устранить ограничения в движениях при проведении исследований и тренингов, что ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО ДЛЯ ДЕТЕЙ!